Закрыть ... [X]

Виды организации самостоятельной работы учащихся

1985

151 Самостоятельная учебная деятельность и ее виды

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной работы деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы Она зай ймае особое место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельностиі.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно, а учитель - руководить их самостоятельной работой Между тем, в школе не часто можно видеть самостоятельные работы, которые были направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной роботи.

Во самостоятельной учебной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение определенной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование ния и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знания. Как дидактическое явление, самостоятельная работа, с одной стороны, является учебная задача, которую должен выполнить ученик, с другой - форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого отражения, поглощения либлення и расширение сферы действия ранее полученных знания.

Итак самостоятельная работа - это такое средство обучения,:

я от низших к высшим уровням мыслительной деятельности

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся

1 копируя действия учащихся по заданному образцу Идентификация объектов и явлений, их распознавание путем сравнения с известным образцом На этом уровне осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной деятельности

2 Репродуктивная деятельность, связанная с воспроизведением информации о различных свойствах учебного объекта На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности

3 Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца и требует способности к индуктивных и дедуктивных выводов

4 Самостоятельная деятельность, что проявляется в переносе знаний при решении задач в существенно новых ситуациях, составлении новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления Задача учителя - довести яком мога более детей до четвертого уровня самостоятельностиі.

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке Любая самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы Самостоятельная работа соответствует является учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принцип постепенного перехода от одного уровня самостоятельности к другому, обеспечивая сочетание различных видов самостоятельной работы Назначение я самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, творческого мышления, инициативы в принятии решенияення.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца Самостоятельная работа организуется так, чтобы она способствовала выработке у учащихся навыков и привычек к пра аци По форме организации самостоятельные работы можно разделить наа индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно- вариативные, эвристические и творческие работы Каждый из этих типов имеет свою дидактическую цель

воспроизводящей самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирование умений и навыков и их прочного усвоения При выполнении работ этого типа деятельности учащихся не совершенно самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу Однако, роль таких работ достаточно значительная Они формируют почву для действительно самостоятельной деятельности ученика Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы Преждевременный переход к самостоятельным работам других типов лишает ученика необходимой системы знаний, умений и навыков Задержка в работах по образцам - лишняя трата времени, что способствует порождению скуки и безделья У школьников исчезает заинтересованность к обучению и предмета, наступает торможение в их развитииозвитку.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы позволяют на основе ранее полученных знаний и в данной учителем идеи самостоятельно найти конкретные способы решения задач Самостоятельные работы этого типа способствуют осмысленному перенес Сенна знаний в типовые ситуации, выработке умений анализировать события, явления, факты, формированию приемов и методов познавательной деятельности, внутренних мотивов познания, создают условия для разви ку умственной активности школьникив.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца Ученик сам выбирает путь решения задачи на основе уже известных ему знаний На данном уровне продуктивной деятельности те формируется творческая личность ученика Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация новых знаний, перенос их в новые, нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными мы, вырабатывают умение, навыки и потребности самообразования Виды эвристических самостоятельных работ могут быть самыми разнообразными распространенным видом эвристических самостоятельных работ в практике школы является самостоятельное объяснения, анализ демонстрации, явления, реакции, обоснование выводов с помощью аргументов, уравнений, расчетныеунків.

Творческие самостоятельные работы является венцом системы самостоятельной деятельности школьников, которая позволяет им получать принципиально новые знания, укрепить навыки самостоятельного поиска знаний Психологи считают, что умственная деятельность ьнисть школьников при решении проблемных, творческих заданий аналогична умственной деятельности творческих и научных работников Задача такого типа - один из эффективных средств формирования творческой лич тостті.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен разнообразием видов работ, используемых в системе урочных и внеурочных занятий

1 Работа с книгой Это работа с текстом и графическим материалом учебника перевод основного содержания текста, составление плана ответа по прочитанным текстом; краткий конспект текста, поиск ответа на ранее поставлен ни к тексту задачи, анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов Работа с первоисточниками, справочниками, научно-популярной литературой, конспектирование и реферуван ния прочитаногго.

2 Упражнения: тренировочные, воспроизводящие и по образцу, составление заданий и вопросов и их решения, рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности, упражнения, направленные на выработку практических умений и а навичо.

3 Решение разнообразных задач и выполнения практических и
лабораторных работ
.

4 Разнообразные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения

5 Подготовка докладов и рефератов

6 Выполнение индивидуальных и групповых заданий

7 Домашние лабораторные опыты и наблюдения

8 Техническое моделирование и конструирование

Большинство из перечисленных видов самостоятельных работ может использоваться на разных уровнях самостоятельной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех отмеченных выше типов самостоятельных работ В В распоряжении же творчески работающего учителя есть большой арсенал разнообразных самостоятельных работ для различных дидактических задачь.

Любая самостоятельная работа должна начинаться с осознания учеником целей и способов действия От этого в значительной степени зависит эффективность всей работы Наблюдение за практикой организации самостоятельной р работы и анализ результатов выполнения учащимися значительного количества таких работ позволяет выделить некоторыеі недостатки в их организации:


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Тема 15 Организация самостоятельной работы учащихся на уроке Как сделать скрин на люмии 1320

Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся Виды организации самостоятельной работы учащихся

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ